Школьный музей Боевой славы «ЭХО ВОЙНЫ»

Завтра вырастает из вчера

Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
 23 марта 2021 года в школе села Самовольно-Ивановка состоялось торжественное открытие обновленного музея Боевой славы «Эхо войны». В нём приняли участие руководитель Юго-Восточного управления МОиН Самарской области Е.Ю.Баландина, заместитель Главы м.р.Алексеевский по социальным вопросам Н.В.Баталова, глава сельского поселения Летниково Д.А.Щавелев, депутат Собрания представителей сельского поселения Летниково В.И. Ращупкин, педагоги и учащиеся школы.
В ходе мероприятия гости познакомились с историей создания и становления школьного музея Боевой славы, направлениями его работы, музейными экспозициями.
 Активисты школьного патриотического объединения «Соколята» Анна Пешкова, Анастасия Макеева и Дмитрий Сироткин для всех присутствующих провели экскурсию по обновленному музею. Кстати, гости отметили , что ребята не просто рассказали заученный из учебника текст, а подошли к заданию провести первую экскурсию по музею со всей серьезностью и даже профессионализмом настоящих экскурсоводов. По лицам юных школьников было видно, что тема Великой Отечественной войны им очень близка. А ведь это очень важно! Ведь для чего открываются музеи Боевой Славы в школах? Для того чтобы дети знали, чтили, уважали, гордились и действительно осознавали, понимали какой подвиг совершили наши советские солдаты, в 1941-1945 годах! И самое главное, чтобы они помнили об этом!
 Участники торжественной встречи высоко оценили значение музея и работы членов ШПО «Соколята» в патриотическом воспитании детей и молодёжи. Состоялся очень душевный разговор о Памяти, о верности традициям, о воспитании Гражданина.
 Архивная работа учащихся школы и учителя технологии Н.Н.Яговой позволила создать виртуальный альбом Памяти «Мы помним! Мы гордимся!».
Нам удалось установить боевой путь 17 воинов-земляков , реконструировать дневниковые записи участников войны, найти фотографию польского кладбища и братской могилы, где похоронен А.Н. Климов, чьи письма передал в музей С.В.Сироткин. Ребята записали рассказ о войне участницы Великой Отечественной войны, жительницы блокадного Ленинграда Н.Ф.Чесноковой…
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.
На базе музея проводятся экскурсии, классные часы, выставки книг, уроки истории и уроки Мужества, семинары по военно-патриотическому воспитанию. Ежегодно материалы школьного музея представлены на школьных мероприятиях, областных краеведческих конференциях и форумах.
 Музей «Эхо войны» уникален тем, что история Великой Отечественной войны рассказывается через историю героев-земляков и предметы: артефакты, найденные и переданные школе поисковиками Самарского Регионального отделения ООД «Поисковое движение России», членами которого являются 12 учащихся и руководители ШПО «Соколята»-Волкогонов В.М. и Волкогонова Ю.А. и семейные реликвии, переданные в музей жителями наших сёл.
 Все музейные предметы можно взять в руки, рассмотреть и представить картины далекого прошлого.

 

О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ ЭКСПОНАТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

❗ 3 марта 1943 года город Ржев полностью был освобожден, войсками 30 – й армии Западного фронта. По пути красной советской армии от фашистов освободили города Ржев, Сычевка, Белый, Вязьма.
Рассматривая военные карты, слушая рассказ экскурсовода, прикасаясь к экспонатам выставки ребята погружались в атмосферу военных действий и событий 78-летней давности. Интерактивные задания («Покажи Ржев на карте»; «Назовите рода войск, принимавших участие в освобождении Ржева»; «Назовите и покажите на выставке оружие бойцов РККА»; «Сложите пазлы: Форма бойца РККА») помогают узнать, запомнить и прочувствовать «кожей» и душой важность и необходимость сохранения Памяти о войне.
 Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Ведь дети — наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.

Сталинградская битва

«…Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен»
Василевский А. М., Маршал Советского союза
Ежегодно 2 февраля наша страна отмечает очень значимое событие – дату окончания Сталинградской битвы. «Мужеству забвенья не бывает» — так мы назвали исторический экскурс, который впервые прошел в обновлённом школьном музее боевой славы «Эхо войны».
Ведущие мероприятия познакомили обучающихся младших и средних классов с ходом Сталинградской битвы, одной из героических страниц в истории нашего народа, о массовом героизме людей, проявившим в жестоком сражении самоотверженность, силу, волю, мужество. О героях-земляках, защитниках Сталинграда, ребята слушали с особым вниманием и интересом: ведь это их соседи, прадедушки, знакомые. Мы надеемся, что дети не забудут о том, что каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти; что Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа; что в жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. И каждый должен знать и помнить об этом сражении!

Областная эстафета музеев

Мы стали участниками Областной эстафеты музеев образовательных организаций «Памятные даты Российской истории». Тема первого задания » 7 ноября .Парад Памяти.Оружие Победы.» Экспозиция Мобильного музея с артефактами стрелкового оружия вновь вызвала интерес у детей и учителей.
Обучающиеся 1, 4, 5 классов подготовили сообщения о военных конструкторах и их изобретениях: винтовках, пулемётах, автоматах — оружии Победы.
Виртуальное путешествие в военный Куйбышев позволило представить, как трудились наши деды и бабушки на военных заводах, отдавая всё для фронта и Победы.

Международная неделя письма

Во всем мире, начиная с 9 октября, проводится Международная неделя письма. В этот день в 1874 году в Бьерне (Швейцария) представителями 22 стран, в том числе России, был подписан Бернский договор, учреждающий основание Генерального почтового союза.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — это живые голоса наших солдат-победителей, это ниточки Памяти.
В мобильном музее «Эхо войны» хранятся письма А.Н.Климова, нашего земляка, погибшего в Польше в 1945 году за 4 месяца до Победы.Судьба Александра Николаевича была похожа на судьбы тысяч и миллионов советских граждан. Это они не щадили своей жизни, это они боролись и победили, это они завоевали мир для нас. Каждый из них –Герой! От простого солдата до маршала!
Родился Александр в марте 1926 года в селе Верхне -Съезжее Богатовского района Куйбышевской области. Окончил семилетку, потом Верхне-Съезженское МТС, где и получил специальность тракториста.
В декабре 1943 года Александра взяли в армию. Курсантские приветы родные получали со станции Барыш, что недалеко от Инзы.
Потом была Марийская ССР, лес, землянки… А из письма от 26 октября 1944года родные и близкие узнали, что их сын и брат воюет уже в Восточной Пруссии.
21 января 1945года А.Н.Климов погиб, освобождая Варшаву. Похоронен в Чарвлёной волости, Остролинском уезде, деревне Демусы.
Остались письма…
Талисманы войны-талисманы веры. 
Я вечности не приемлю,
 Зачем меня погребли?
 Мне так не хотелось в землю
 С родимой моей земли…
Всеволод Багрицкий
 В обновлённой экспозиции школьного музея «Эхо войны» ШПО «Соколята» совсем скоро будут представлены предметы, обнаруженные в ходе поисковых работ на территории Городищенского района города-героя Волгограда рядом с останками бойцов и командиров РККА на региональном этапе Всероссийской акции «Вахта Памяти – 2020», участие в котором принял и командир ШПО «Соколята» В.М.Волкогонов.
Это монеты — талисманы, которые носили с собой советские военнослужащие с момента призыва на фронт. Считалось, что занятые у соседа деньги (долг), будут охранять воина, потому что их надо вернуть.
Костяшки домино – тоже талисман. Солдаты, уходящие на фронт из одного двора, делили набор домино, каждый забирал по костяшке и верил: «Вернемся, доиграем!»
Среди защитников Сталинграда, погибших под Городищем, было много уральцев. И почти у каждого был талисман- камешек с родных Уральских гор, как символ несокрушимости и твердой опоры.
 Ключ от калитки или двери дома (квартиры) служил гарантом возвращения фронтовика в родные края.
Редкая находка -маленькая чайная ложечка –это тоже талисман бойца: солдаты надеялись вернуться домой и допить чай в кругу родных и близких.
В яме с 11 бойцами был найден кошелек. А с ним – документы и не отправленные письма.
Андрей Орешкин, руководитель Поискового движения России в Волгоградской области: «Знаменитые солдатские треугольники, оба адресованы в одну деревню в Алтайском крае. Одно – девушке Бурсаковой Вере, а другое – Рубану Александру. Отправитель именно Скига И.Г. – указан на конвертах, и полевой адрес 298-й стрелковой дивизии».
Младший сержант Иван Гаврилович Скига погиб 5 сентября 1942 года у деревни Котлубань. Красноармейцу было 19 лет. Поисковики установили, что адресат письма Александр Рубан тоже погиб на фронте в боях за Польшу. А еще в кошельке бойца нашли чудом сохранившийся пшеничный колосок.
– Возможно, он его из дома взял именно как память о родине.
Родственников бойца уже разыскали. Они пожелали, чтобы Иван Скига был захоронен на Россошинском военном мемориале, рядом с сослуживцами.
 А вот пластмассовые солдатские медальоны, так называемые «паспорта смерти», в которых вкладывались записки с данными бойца для его опознания на случай гибели, многими выбрасывались — они считались «антиталисманами»: суеверные солдаты и офицеры РККА были уверены, что обладателя медальона непременно вскорости убьют.
Ветеран ВОВ Мансур Абдулин в своей книге «160 страниц из солдатского дневника» вспоминал, что многие бойцы на войне были очень суеверны и мнительны во всем, что касается талисманов. У большинства солдат имелась какая-нибудь подобная вещица, которую они постоянно носили при себе и берегли как зеницу ока. Потерю талисмана расценивали как дурной знак. Один танкист, за время боев сменивший несколько машин (танки были подбиты), перед очередным сражением говорил всем, что теперь ему точно конец, потому что он потерял свой талисман. И на самом деле, в атаке его танк не тронул ни один вражеский снаряд, но сдетонировал собственный боезапас гусеничной машины и никто их экипажа не уцелел. У самого Абдулина талисманом служил курительный мундштук. Почему-то его вид внушал уверенность в том, что все будет хорошо, бойца не убьют.
Судя по воспоминаниям военного летчика Николая Пургина «Я дрался на Ил-2», свои талисманы стремились иметь не только рядовые, но и Герои Советского Союза. У Пургина была «счастливая» гимнастерка, застиранная и уже полуистлевшая, в которой он каждый раз отправлялся на боевые задания. Другие воздушные асы в качестве талисманов брали с собой зажигалки, кисеты, портсигары… Штурман 392-го авиаполка ночных бомбардировщиков Борис Макаров в качестве талисмана клал в кабину самолета скрипку (он до войны получил музыкальное образование). Как вспоминал сам Макаров, когда он не брал на задание инструмент, их бомбардировщик либо сбивали, либо экипажу приходилось заходить на вынужденную посадку. Герой Советского Союза Леонид Гальченко выбрал в качестве талисмана на удачу изображение черной кошки, гоняющейся за мышами, он ее рисовал на фюзеляже своего истребителя. Это был один из немногих примеров, когда талисман активно работал на своего обладателя — гитлеровские летчики, завидев ЛаГГ-3 Гальченко, стремились побыстрее ретироваться, предупреждая по радиосвязи: «Внимание! В небе „Черная кошка!“. По разным данным, Леонид Гальченко сбил лично от 13 до 24 вражеских самолетов и в составе группы — от 10 до 12.
 Талисманы войны –это не современные обереги и амулеты «на богатство и избавление от всех проблем» . Это, на мой взгляд, символы веры в Победу, в скорое возвращение домой, в несокрушимость советской армии и надежды на солдатскую удачу.
 Сегодня идет настоящая война против исторической памяти о Великой Отечественной . Это не только выпады против наших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Это и удар по будущему каждой семьи и России в целом.
 Память — наша история. Каким будет взгляд на неё подрастающего поколения, таким будет наш завтрашний день. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Память истории — это самоутверждение человека, поэтому я верю, что и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прапрадеде, который был фронтовиком.   

https://drive.google.com/file/d/1vqwSBnAqXSnAUhJEjCJ3jn5R-56nVQ3Z/view?usp=sharing

ГАЛЕРЕЯ